Александр Белов - отец русского боевого движения

Белов Александр Константинович (боевое имя Селидор) родился в 1957 году в Москве.

Профессиональный спортсмен, посвятивший единоборствам почти сорок лет своей жизни.
В 1982 году получил черный пояс по кумикан кэмпо каратэ-до.
Создатель Славяно–горицкой борьбы (1986 год).
Член союзов писателей и художников России.
Автор статей на военно-исторические темы и книг «Изначалие», «Искусство атаки», «Молот радогоры», «Воины на все времена», «Великий поход», сборника «Мужский рассказы» и др.
Главный редактор журнала «Кулачный боец».
Снимался в фильмах «Плащаница Александра Невского» и «Черная акула» и «Время варваров».

… На зимний лес медленно опускались сумерки. Небо потемнело, сквозь гущу деревьев пробивался тусклый лунный свет. Лес опустел, словно вымер, и особая тишина стояла кругом. Но лес не одинок в этот вечер. Вон там, на поляне, в окружении могучих дубов, собираются люди. Они встают плечом к плечу, образуя длинную шеренгу. Мороз буйствует, трещит в лесном воздухе. В центре заснеженной поляны, перед стройным рядом людей, стоит Командор. Он произносит традиционное «один за всех, один со всеми, один против всех», и после раздается могучий, яркий, словно вырывающийся из недр земли боевой возглас десятков людей «Ра!» А это значит, что в лесу начинается тренировка по Славяно-горицкой борьбе.

На самом деле зимний лес – это парк Покровское-Стрешнево, на севере столицы. А предводитель бойцов Командор – Александр Константинович Белов, Селидор, создатель Славяно-горицкой борьбы и тренер центрального клуба «Сварог». Вот уже двадцать лет он проводит авторские тренировки в этом парке, при любых погодных условиях, не в пример «сливочным» единоборствам с их удобствами и комфортом. «Комфорт должен быть в себе»,- считает Селидор и ставит в основу тренировочного процесса принципы натурологии – связи с природой. Славяно-горицкая борьба построена в соответствии с принципами, числовым рядом и философией наших древних предков. Двенадцать месяцев - двенадцать стилей славяно-горицкой борьбы, четыре времени года - столько же видов боя. Числу градусов в круге соответствует количество модулей движений. Все они без исключения повторяют раджас, тамас и сатву - развитие, цель и следствие. Например, в оборонной технике, свиле: раджас - это удар, который наносит противник, тамас - мое движение, за которым следует контрудар. По-славянски это звучит как явь, правь и навь.

Славяно-горицкую борьбу можно назвать национальным обычаем рукопашного боя. В память об умершем воине в древней Руси проводилась тризна - обряд поминания умершего, который включал погребальный костер - краду, пир, бой. Дрались на погребальных курганах - горицах. Отсюда и название борьбы.

… Впервые в борцовский зал Александр Белов вошел в 1968 году. Это случилось в ДСО «Трудовые резервы». Это была классическая борьба, которая дала прекрасное представление о культуре французской борьбы, заменившей когда-то в России стародавнюю борьбу в схватку. Школу французской борьбы прошли такие мастера ковра, как Поддубный, Заикин и др. По словам Белова, сопричастность с той техникой, которую использовали великие русские богатыри, не отпускала его от ковра. 15-летним юношей перешел в ЦСКА в секцию борьбы дзюдо. Наставником был Г.Н. Звягинцев – ученик легендарного Ощепкова, а позже – старший тренер сборной СССР Б.Н. Мищенко. В армии познакомился с карате. Демобилизовавшись, пришел в центральную школу карате Сен-э на Цветном бульваре. Всегда считал своим наставником и, пожалуй, единственным учителем, человека, открывшего ему дорогу в карате – Тадеуша Рафаиловича Касьянова. По мнению Белова, Славяно-горицкая борьба получилась исключительно потому, что на определенном отрезке истории, когда в СССР действовал запрет на преподавание карате, он просто потерял связь с Касьяновым и восстановить ее так и не сумел. Повторное возвращение в карате, в новую для него школу кемпо-кумикан карате-до принесло Белову черный пояс и ясное желание уже навсегда покинуть этот вид боя. Но легко сказать: уйти из боя, а как это сделать, если моторчик, однажды запущенный в борцовском зале, работал без сбоев и передышек? Белов начинает под себя собирать технику, приемы и методы ведения рукопашного боя. Скоро его внимание останавливается на русской отечественной традиции соревновательного поединка, в которую он вовлекает себя с головой. Благодаря помощи специалистов с кафедр народных игр Московского областного института физической культуры, Белов приобщился к этнографии, подчинив свои действия уже системному научному поиску. Александр Белов начал заниматься сбором материалов по русской соревновательной культуре, его анализом, обработкой, систематизацией. Занимался реконструкцией русской соревновательной культуры, участвовал в проведении тематических семинаров; разрабатывал технику «один против всех» в отличие от разнообразных техник единоборств. В 1986 году разработал боевую систему «Славяно-горицкая», обозначенную в прессе как «объединенный русский стиль».

В 1990 году снялся в художественном фильме Эдгара Ходжикяна «Плащаница Александра Невского» в роли Александра Невского. В 1992 году – в фильме «Черная акула» в роли капитана Расторгуева.

На творчество большое влияние оказали западно-европейские виды борьбы: бой короткой руки Фабиана Ауэрсвальда (Германия), фольдерскала (Скандинавии), Генуэзская мостовая борьба (Италия), сават и шассон (Франция), кэтч (Англия). Изучал документы прошлых веков. 1992 -2002 - тренер спецподразделений ГРУ и занимался строительством авторской наступательной ситемы, включающей в себя штурмовой, тотальный и классический бой. разработал стандарты телодвижения.

В 1996 году великий самурай Юджи Когури, собирающий по всему миру информацию о единоборствах, побывал в России. Он имеет шестой дан по айкидо и является крупнейшим экспертом по национальным боевым искусствам. Его заинтересовало 2 вида российского боевого творчества – боевое самбо и Славяно-горицкая борьба. Его студия сняла видеофильм про Славяно-горицкую борьбу.

В 2001 году Александр Белов начал новое направление развития системы: родовые практики боев с привлечением натурологии и боевой магии; проводил тренировки в лесу по ночам; использовал наблюдение за природой, изучал и развивал направления тотемических знаков русских воинских кланов («звери рыскучие и птицы клевучие» - сокол, ястреб, коршун, ворон, рысь, волк, медведь и др.). В занятиях осуществляет индивидуальный подход к каждому ученику. Разрабатывает уникальный, для каждого ученика стиль боевого поведения с целью определения индивидуальной ниши и реализации аутентичного «я». Развивает техники использования виртуального боевого арсенала - колющего, рубящего, метательного. В этом направлении делает акцент на жесты и выработку приближенного к реальности ощущения доспехов на теле и оружия в руках.

Александр Белов разработал авторскую систему боевого искусства (русский Родовой бой), основанную на реконструкции различных комплексов навыков от X века до начального периода сильного влияния восточных единоборств.

Первый опубликовал в печатных средствах массовой информации статьи о борьбе («Комсомольская Правда», «Московский журнал», «Тайм Спорт»). Автор более 100 статей, рассказов, повестей, романов, в т.ч. за рубежом (Samurai), книг «Изначалие» (1992), «Искусство атаки» (1993), «Воины на все времена» (1995), «Молот Радогоры» (1996), «Великий поход» (2000 г.), «Славяно-горицкая борьба» (2002), «Искусство партизанской войны» (2003). Член Союза писателей. Работал секретарем Президиума Академии боевых искусств при Российской государственной академии физической культуры (ныне РГУФК).

По материалам сайта www.fight-guru.ru