Система оздоровления Максима Шатунова "Русская Здрава"

Здесь мы приводим выборочные отрывки из книги Максима Шатунова, которая так и называется "Русская Здрава", выпущенной в серии книг о русской состязательной культуре и боевом многоборье. Данная система на наш взгляд очень эффективна и заслуживает первейшего внимания. Многое из нее мы применяем до сих пор.

МАКСИМ ШАТУНОВ
РУССКАЯ ЗДРАВА


Опираясь на сведения, полученные мною в Национальном Клубе древнерусских ратоборств, можно с уверенностью сказать, что первый сбор материала по «Здраве» хронологически относится к 1982 году. В начальный период собиралась любая информация, относящаяся к предмету изучения. Делалось это, разумеется, по объективным причинам. Первая и основная из них заключалась в катастрофической нехватке сведений. Недостаток информации в письменных источниках привел к необходимости проведения комплекса исследований, в том числе и экспедиционных.

После периода сбора материала начался период его изучения и осмысления с точки эрения современной медицинской науки и практики. Кроме этого, материал осмыслялся с позиций славяно-ведической натурфилософии. В результате проделанной работы были получены практические результаты, давшие впоследствии возможность выработать специфические подходы и создать методики современной русской системы оздоровления, фундаментальные традиции были обогащены современными научными познаниями без ущерба для национальных особенностей. "Русская здрава" является результатом исторической реконструкции, идейной базой для которой послужил пласт славяно-русского язычества, поэтому эту современную систему можно считать во всех отношениях исторической и традиционной.

"Русская здрава" берет свое начало от обрядовых оздоровительных практик арийского сообщества племен. Тем не менее эта система отражает североевропейскую оздоровительную традицию, имеющую целый ряд культурных особенностей. Эти особенности являются отражением строя мышления, характерного для европейского региона, и вызваны влиянием окружающих условий существования.

Поэтому любые сравнения с практикой йоги или ушу могут проводиться на уровне крайне широких обобщений, которые могут быть полезны для философа или культуролога, но абсолютно бесполезны, а во многих случаях просто вредны для желающего практиковать "Русскую здраву".

Когда дело касается здоровья, то важна конкретность и высокий уровень профессионального умения. Я далек от желания идеализировать народную медицину, причем независимо от страны и уровня ее развития. Очень многие проблемы здоровья можно решить только благодаря современной официальной медицине. Тем не менее "Русская здрава" может обеспечить великолепную профилактику заболеваний. Дело в том, что любая народная медицина сильна прежде всего в умении не допустить возникновения болезни, а не бороться с ее последствиями. Большой плюс народной медицине приносит установка направления на отыскание причины заболевания и ее устранения, а не на лечение следствия (симптомов), как это повсеместно делается в условиях официальной медицины.

Еще одной особенностью современной реконструкции "Русской здравы" является то, что она представляет собой сплав способов оздоровления, направленных на развитие качеств, нужных воину.

Предыдущие части книги показали, почему воинские практики занимали такое почетное место в деле воспитания мужчины. Кроме воинских практик, существовали также общеродовые, выраженные в целой системе праздников, обязательным компонентом которых были многочисленные физические упражнения.

Они выполнялись в процессе игр и развлечений. Не стоит также забывать, что большую роль в развитии организма играл тяжелый физический труд. В дальнейшем мы будем рассматривать традицию в комплексе.

И еще. К моменту сбора материала можно было констатировать печальный факт, заключающийся в том, что традиция здорового образа жизни была почти полностью похоронена под позднейшими культурными наработками. С ней случилось то же самое, что и с русской состязательной традицией, которая осталась в едва различимых осколках.

Но несмотря на то, что систему оздоровления как таковую почти никто не практиковал к нашему времени, тем не менее сохранилось множество первичных и вторичных источников, позволивших провести реконструкцию.

Мне же остается добавить, что дату создания системы ни в коем случае не следует отождествлять с отправной точкой в возникновении русских способов врачевания и оздоровления. Иначе может сложиться неправильное впечатление, что до 80-х годов нашего века народной медицины не существовало вовсе, а потом она вдруг появилась в "огромных количествах".

Объемные издания по всякого рода кармической медицине, уринотерапии и "русской йоге" по смыслу сравнимы с произведениями академика Лысенко. И, с моей точки зрения, никакого отношения к русской традиции не имеют, как не имеют и никакого касательства к медицине вообще.

Поэтому, несмотря на то, что книжные магазины и развалы усыпаны «оздоровительными» концепциями недоучившихся магов, говорить о ренессансе русской традиционной медицины не приходится. Современное состояние этой проблемы можно обозначить скорее как реакцию на снятие цензуры и утрату монополии государства на печатную продукцию медицинского содержания.

Эта ниша сейчас активно заполняется конъюнктурными и весьма низкопробными изданиями.

Интерес к ним вызван, как мне кажется, обострившейся нуждой членов общества более внимательно относиться к своему здоровью из-за того, что услуги официальной медицины становятся не по карману большинству граждан.

Думаю, моя работа будет полезна в деле профилактики и оздоровления.